Интересно мнение спецов.
А даже по фототехнике спросить уже некого. Страна-копипаста. Как СССР копировал все подряд - от оружия до бижутерии.
В советских «заимствованиях» особенно поражают две вещи: их огромный масштаб и удивительный цинизм. Копировалось буквально всё — от огромных заводов, автомобилей, танков, самолётов и ракет до фотоаппаратов, бытовой техники и детских игрушек. Клонов оказалось столько, что среди них уже сложно найти хоть что-то оригинальное. И всё это, часто скопированное до последнего винтика, получало русские названия и на голубом глазу выдавалось за очередную победу отечественной конструкторской мысли.
Копировали — не значит, что всегда воровали. То, что нельзя было украсть, покупали за деньги. В основном это касалось крупных промышленных объектов в период сталинской индустриализации. Интеллектуальным центром по промышленному строительству в этот период стала фирма американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn, Inc.), строившего заводы Форда в Детройте, которая получила пакет заказов на строительство более 500 промышленных объектов в СССР общей стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени). В Москве был открыт филиал Albert Kahn, Inc. стыдливо названный «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира, выполнявшее роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов.
В 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 — с фирмами из других стран. Американский гидростроитель Хью Купер стал главным консультантом строительства Днепрогэс, гидротурбины для которой были закуплены у компаний General Electric и Newport News Shipbuilding. Магнитогорский металлургический комбинат (точная копия металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана) был спроектирован и построен под надзором американской фирмы Arthur G. McKee and Co. Доменная печь для этого и всех остальных металлургических комбинатов СССР была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co.
Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный — американская компания Austin Motor Company. 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве (ГПЗ-1) строили при техническом содействии итальянской фирмы RIV. Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, изначально соорудили в США, а затем размонтировали, перевезли в СССР и собрали под наблюдением американских инженеров. Его оснастили оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм. Caterpillar поставлял оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов. Немцы тоже активно участвовали в индустриализации, в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ), филиал немецкой компании Demag. Siemens-Schuckertwerke AG привлекались к работам и поставляли современное оборудование.
Первый массовый легковой автомобиль СССР позаимствовал у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A прекратили. Еще через год, в 1932 году, выпустили первые автомобили ГАЗ-А.
Завод «Красный Путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге «Красный Путиловец» переориентировали на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский ЗиС. ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документацию по которому американская сторона передала ГАЗу по условиям договора. Первым советским серийным малолитражным автомобилем должен был стать КИМ-10, за основу которого при разработке взяли британский Ford Prefect. В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Вторая Мировая война.
Зато копирование и клонирование она лишь подстегнула. После Второй мировой войны только из Германии в СССР вывезли 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи. Всего за один год демонтировали и вывезли 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. В результате у нас появился Москвич 400 — точная копия Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors.
Москвич 400 (1946г.) — Opel Kadett K38 (1937г.)
Основная часть оборудования для выпуска автомобиля была вывезена с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР. Позже концепция копирования автомобилей несколько изменилась, и заложил её первый советский послевоенный легковой автомобиль представительского класса — ЗИС-110. Внешне вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенной модели 1942 года. Ходовая часть ЗИС-110 при этом была оригинальной разработкой. Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство больших «Паккардов» после войны прекратилось.
Почти все советские автомобили очень много заимствовали у зарубежных аналогов, хотя и имели некоторые отличия. Это и ЗАЗ-965, прототипом которого был Fiat 600. И ЗАЗ-966, копирующий дизайн немецкой малолитражки NSU Prinz IV. И Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова франко-американской Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Своеобразным исключением стали знаменитые Жигули ВАЗ-2101. Они были полным лицензионным аналогом итальянского Fiat 124. По соглашению советского Внешторга с компанией Fiat итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. Модель ВАЗ-2103 разработали совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.
Мотоцикл BMW R 71 (BMW-750)
Его начали делать ещё до войны — сначала наши отправили на стажировку в BMW Н.П.Сердюкова (видимо, без кражи документации не обошлось), который позже стал руководителем «конструкторского бюро» по тяжёлому мотоциклостроению, затем СССР анонимно купил 5 мотоциклов в Швеции и в 1941 развернул производство «отечественного» мотоцикла под маркой М-72 на Московском мотоциклетном заводе.
Интересно, что легендарный советский танк Т-34 появился в результате развития идей американского конструктора Кристи и использовал его уникальную подвеску. В области стрелкового вооружения заимствований тоже хоть отбавляй. Советский пистолет ТТ и внешне, и конструктивно очень похож на Браунинг 1903, адаптированный под патрон другого калибра. До последнего времени споры об авторстве вызывало различие в механике запирания ствола, но не так давно в коллекции Тульского оружейного завода был найден редкий образец Браунинга, с которого, похоже и был скопирован ТТ. Ещё до войны с Финляндией, в 1934 году, у Советской армии появился пистолет-пулемёт ППД. И всё бы ничего, но он как две капли воды похож на финский пистолет-пулемёт Суоми, выпущенный в 1931 году. Это же можно сказать о множестве других отечественных образцов стрелкового оружия: до сих пор не утихают споры по поводу авторства автомата Калашникова и интеллектуального вклада Хуго Шмайссера в его конструкцию, а Макарова на создание ПМ очевидно «вдохновил» Вальтер PPK.
Самым ценным трофеем СССР в войне с Германией оказались ракеты Фау-2. Для изучения немецкой ракетной программы на базе трех заводов по сборке Фау-2, института «Рабе», завода двигателей «Монтания» и испытательной базы в Германии был создан так называемый институт «Нордхаузен». Гайдуков стал его директором, Королёв — главным инженером, а Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2. С 1945 по 1947 годы советские специалисты собирали в Германии все доступные данные о производстве немецких ракет.
На то, чтобы скопировать Фау-2, у советских специалистов ушло несколько лет — сказывалась низкая культура производства и отсутствие необходимых отечественных компонентов: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в её отечественном клоне Р-1 — 32 и 21 соответственно.
Разумеется, без добровольно-принудительной помощи немецких специалистов не обошлось. Всех, кто не попал к американцам, собрали в «Нордхаузене». В двадцатых числах октября 1946 г. немецких специалистов, работавших в производственных подразделениях института «Нордхаузен», неожиданно разбудили советские солдаты, предложили собрать необходимые вещи и вместе с семьями погрузиться в подготовленные железнодорожные вагоны для отправки в СССР. Сначала их разместили в подмосковных санаториях в Монине, Валентиновке и на Клязьме, а затем построили на острове Городомле посреди озера Селигер, целый городок.
«Советские немцы» дали миру технические решения, ставшие сейчас классикой ракетостроения: отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Ими же были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность. По сути, всё семейство ракет Р-7 (Восток, Восход, Союз и другие), на которых мы до сих пор летаем в космос — это глубокое развитие заложенных в ФАУ-2 решений и идей немецких специалистов.
Накануне Второй Мировой из четырех основных авиамоторостроительных заводов СССР только на 24-м выпускались отечественные двигатели конструкции А.А.Микулина, а на остальных — лицензионные импортные. Американские «Райт-Циклон» обозначались М-25, а их развитие М-62,63,82…, французский «Испано-Сюиза» — М-100 и его модификации М-103, 105П…, французский «Гном-Рон» — М-85, а его потомки М-87,88. Впрочем, кое-что американцы не хотели нам продавать. Например, самый совершенный тяжёлый бомбардировщик периода 1943—1947 годов, воплотивший в себе многие технические решения — впервые реализованные в практике мирового самолётостроения — Боинг Б-29 — «Суперфортресс». Во время боевых вылетов при проведении операции Маттерхорн несколько самолётов американских B-29 получили повреждения и приземлились на советской территории. Один B-29 разбился, три других совершили вынужденную посадку. Для Сталина прибытие B-29 на советскую землю стало настоящим подарком. Поэтому Сталин приказал авиаконструктору Туполеву сделать точную копию B-29, болт к болту, за два года. В целом ему это удалось, хотя многие детали в СССР так и не смогли повторить. Копию назвали Ту-4.
Откровенно говоря, мне бы никогда и в голову не пришло, что старый бабушкин пылесос и дедушкина электробритва — копии зарубежных.
Этот же пылесос я видел на выставке «Советский дизайн 1950-1970». Видимо, организаторы выставки, как и я, верили, что это именно советский дизайн. На деле же оказалось, что это голландский пылесос, продававшийся под брендом Eatonia в США и Канаде, как Remoco в Великобритании и как Erres в остальных европейских странах. Таким же неродным оказался и пылесос со звучным названием «Москва».
Пылесос Москва, 1954г. — Lewyt Model 40, США, 1947г. Даже холодильник ЗИС-Москва, выпущенный в 1953 году, который стоял у бабушки на кухне, оказался копией американской довоенной модели.
С фотоаппаратами в СССР не заморачивались. Почти все они — нелицензионные копии западных камер. Зоркий-10 и его прототип — Ricoh Auto 35. ФЭД Микрон и Konica EYE. ФЭД Микрон 2 и снова камера Konica, но уже полнокадровая C35. Вообще, фирму Konica в СССР полюбили какой-то странной любовью, потому её первую автофокусную камеру — Konica C35AF — скопировали на БелОМО под названием Эликон Автофокус. Кроме того, на БелОМО пытались скопировать и оригинальнейшую компактную «дальномерку» Olympus XA, назвав копию просто Эликон. В Киеве освоили производство камеры Киев-35, прототипом которой стал Minox 35. Камера Салют-С (усовершенствованная модель известна как Киев-88) скопирована с Hasselblad 1000F.
Там же начали выпускать камеру Киев-Вега, которую за компактность полюбили сотрудники КГБ — точную копию (вплоть до комплектации светофильтрами) любительской японской миниатюрной камеры Minolta-16.
В 1984 году был начат крупносерийный выпуск первого советского видеомагнитофона Электроника ВМ-12 формата VHS. Он оказался удивительно похож на японский Panasonic NV-2000, выпущенный ещё в 1975 году. Следующая модель видеомагнитофона Электроника ВМЦ-8220 1987 года. Оказывается, это практически точная копия видеомагнитофона Samsung VX-8220.
Популярная электронная игрушка Электроника ИМ-02 «Ну погоди!», которая производилась с 1984 года оказалась неофициальным клоном японской Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch 1981 года. Электроника 24-01 «Микки-маус» — клоном Nintendo MC-25 «Mickey Mouse». Электроника ИМ-03 «Тайны океана» (1987г.) — клоном Nintendo OC-22 Octopus (1981г.) и так далее. У меня из этой серии был (и есть до сих пор) «Весёлый повар». Тоже подделка, разумеется. В 1985 году Солнечногорский электромеханический завод выпустил игрушку под названием Электроника ИМ-11 «Луноход». Это клон электронной игрушки Big Trak — программируемой машины, разработанной и выпущенной американской компанией Milton Bradley в 1979 году. Копировали мы и технику посерьёзнее. Советский домашний компьютер Байт был аналогом ZX Spectrum, выпускаемого английской компанией Sinclair, а советский Агат — копией Apple II в безвкусном кислотном дизайне.
Подделки и лицензионные копии всегда выпускались с опозданием. Что-то запаздывало на пару лет, что-то — на полтора десятилетия. При этом большинство советских подделок при внешней схожести с прототипом оказывались хуже оригинала. У этого было сразу несколько причин: попытки отечественных «кулибиных» удешевить производство, отсутствие необходимых материалов или производственного оборудования, а также низкая культура производства — раздолбайство, плохая подготовка специалистов, штурмовщина и прочие последствия непрофессионального менеджмента.
Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство. Цена «входного билета» в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
(публикуется с небольшими сокращениями по формату - ред.)
https://perfumero.livejournal.com/292012.html